Я никогда не забуду, как мой трёхлетний сын в Монтессори-садике полчаса переливал воду из кувшина в стакан — и это называлось «развивающим занятием». А в соседней комнате девочка упорно складывала розовую башню, игнорируя всех вокруг. «Свобода выбора!» — гордо сказала педагог. Но у меня в голове вертелся вопрос: А где же зарядка? Где ролевые игры? Где, в конце концов, азы подготовки к школе?
И да, я знаю что элементы методики монтессори активно используются в разных садиках. Например, детский садик в Мурино Мими Дом старается создавать в группах пространство для самостоятельного изучения и познавательных игр. Но это именно элементы, а что можно сказать о всей сиситеме в комплексе? Почему она подходт не всем?
5 спорных моментов Монтессори, о которых редко говорят
1. «Педагог — не учитель, а наблюдатель»
В классической Монтессори-среде воспитатель не объясняет, а ждёт, пока ребёнок сам дойдёт до решения. Для детей, привыкших к чётким инструкциям (особенно в России, где учитель — традиционно «авторитет»), это может стать стрессом.
Пример: В обычном садике ребёнок знает: «Сейчас будем лепить». В Монтессори он должен самостоятельно выбрать между лепкой, сортировкой бусин и мытьём стола. Для некоторых это — не свобода, а тревожная неопределённость.
2. Игрушкам здесь не место
Мария Монтессори считала кукол и машинки «бесполезными» — вместо них дети стирают тряпки, чистят обувь и сортируют гвозди. Но нейропсихологи давно доказали: сюжетно-ролевые игры («дочки-матери», «войнушка») критически важны для эмоционального интеллекта. Без них дети хуже понимают социальные роли.
3. Сказки под запретом
Монтессори называла сказки «уходом от реальности» и заменяла их описаниями вроде «Это — дуб. Его кора шершавая». Но именно через Колобка и Теремок дети учатся отличать добро от зла, сопереживать, фантазировать. Реализм — это хорошо, но где тогда место для волшебства?
Не говоря уже о пользе сказок для детей. Об этом неплохо написано здесь: https:///skazkotierapiia
4. Творчество? Только практичное!
Рисование и музыка в системе — не для самовыражения, а для «развития моторики» или «изучения звуков». Если ребёнок раскрасит океан в розовый цвет, педагог мягко поправит: «Вода ведь синяя, правда?». Для многих детей это убивает креативность.
5. «Работают» в одиночку
Да, дети в разновозрастных группах учатся помогать друг другу. Но совместные проекты, командные игры или просто болтовня за куличиками — редкость. Социологи отмечают: некоторые выпускники Монтессори хуже адаптируются в обычных школах, где нужно постоянно взаимодействовать с классом.
Кому точно не подойдёт эта система?
Детям-экстравертам, которым жизненно важно общение и коллективные игры.
Тем, кто любит сказки и фантазировать — здесь их ждёт разочарование.
Родителям, которые ценят творчество (лепка «не по шаблону», рисование без правил).
Семьям с ограниченным бюджетом — качественные Монтессори-материалы очень дороги (деревянные рамки — от 2 000 руб., шершавые буквы — от 5 000 руб. за набор). И такого нужно покупать много.
Как взять лучшее — и избежать минусов?
Добавьте сказки и ролевые игры дома. После садика Монтессори — час «нереалистичного» времени: придумывайте истории про драконов, стройте замки из подушек.
Купите несколько игрушек. Даже Монтессори-педагог Анастасия Макашова признаётся: её сын обожал конструктор — и это не помешало его самостоятельности.
Устраивайте «групповые дни». Раз в неделю зовите друзей — пусть дети вместе бегают, кричат и нарушают «правила тишины».
Нужно понять! Ну не бывает идеальных методик. Даже Мария Монтессори говорила: «Ребёнок — не сосуд, который нужно заполнить, а огонь, который нужно зажечь». Иногда для этого нужны не только деревянные рамки, но и брызги акварели по всей кухне.
А ваш ребёнок ходил в Монтессори-сад? Сталкивались с неожиданными плюсами или минусами?
Хотите узнать больше о воспитании детей? Загляните сюда: https:///stati – полезные материалы для родителей дошкольников
Оставьте Ваш комментарий