Русская печь с очагом и печи И.Г. Утермарка на Дворцовой Телеграфной станции в Петергофе (Из истории печного отопления в России)

Бовыкин А.А.,член Гильдии печников С-Пб и ЛО
 
«В  2008 году Константин  Лихолат, директор реставрационной фирмы «Паллада», предложил   поучаствовать в воссоздании исторических печей в здании бывшей Дворцовой Телеграфной станции в парке Александрия (фото1). Я, Владимир Коледа и наши коллеги из Карельского Печного центра КАМИ Леонид Добрев и Владимир Стугарев не раздумывая решили окунуться в эпоху императора  Александра II, освободителя и реформатора, начавшего активно создавать в Российской Империи  сеть телеграфных  станций.
     История создания Кронштадтской линии  электромагнитного телеграфа началась в 1832 г.,
когда, познакомившись  с действием электромагнитного телеграфного  аппарата, изобретенного  русским  ученым  бароном П.Л. Шиллингом, император  Николай I выразил  желание  устроить телеграфное  сообщение  между  Кранштадтом  и своей летней резиденцией  в  Петергофе. Но оно  было  открыто только 1853 г. Императорский Зимний дворец соединили  с Кронштадтом  напрямую  подводным  кабелем  и  по  суше через  Александрию  и  Ораниенбаум. Прусская  фирма «Сименс и Гальске»  и  принимавший участие  в установке оборудования    Вернер   Сименс   выполнили  работу  безупречно. Станция в Александрии  первоначально помещалась  в  башне  напротив  Коттеджа. С увеличением количества телеграфных аппаратов возникла потребность в большем здании, и оно было построено в 1858 г. по проекту А.И.Штакеншнейдера на границе Собственной дачи императрицы Александры Фёдоровны «Александрия»  и Петербургской улицы. На Телеграфной станции (фото 2) жила команда военных телеграфистов, примерно 15 человек. 12 печей  Утермарка (см.справку) обогревали здание: 8 на первом этаже и 4 в мансарде. По сохранившемуся плану А.И. Штакеншнейдера кухня была оборудована с малой русской печью и с пристроенным к ней очагом, в который встроен 40-литровый котёл. Приведу их название из Описи здания 1859 года. В кухне значатся «печь русская израсчатая 1» и «очаг израсчатый 1». При раскопках был выявлен размером 210Х260 см фундамент печи, сохранилась смета на материалы для печей, среди которых полный список чугунных принадлежностей, 400 штук изразцов глазурованных и т.д.
  В перечне металлических комплектующих печи и очага указаны 1 вьюшка чугунная с тарелками и железной дверцей и 1 железная заслонка, что относится к русской печи и полностью соответствует Смете, а также плита чугунная в 1 ¾ аршина глухая 1, дверца чугунная топочная с решеткой 1, котел чугунный в 12 вершков 1, лист железный перед печью 1, задвижка чугунная 1, дверца вычищальная чугунная 1 , что относится к очагу.
  Сравнение состава металлических приборов очага по Смете и Описи позволяют сделать вывод, что очаг в действительности был сделан иначе, чем предполагалось вначале: во-первых, без колпака, а во-вторых, с одной топочной дверцей вместо двух и соответственно с одной дверцей для вычищения сажи и одной трубной задвижкой.
  Плита и в Смете и в Описи названа глухой, значит, без конфорок. Размер плиты (1 ¾ арш. = 124 см), вероятнее всего указывает его длину.
  К сожалению, рисунка печи не сохранилось и за аналог приняли  картину К.Ф.Чернышова нач. 1850-х гг. «В кухне» (фото 3)  где изображена изразцовая русская печь с пристроенным к ней изразцовым очагом.



















Во время раскопок  на  территории  станции  были  найдены  изразцы со следующими клеймами  « В. Е. Балашова. С. Петербург»( фото 4)," А. Деминъ.  Петергофъ»(фото 5), « КИ …», а также  квадратные  изразцы  с  изображением  6-конечной  звезды  в  круге (16,5 х 16,5 см).  Верою и правдою служили кухонные печи, как верные солдаты, да только между 1907-1910 годами  разобрали русскую печь  за ненадобностью, оставив лишь печь с очагом , т.к. телеграф переехал в более просторное здание, а здесь разместился командир Сводно-пехотного полка  полковник Комаров.


 


 






Печи  Утермарка  указаны в Описи А.И. Штакеншнейдера как “печь железная, круглая, в 3 бурака, окрашенная клеевой краской, диаметром в 1 арш». Однако в кабинете дежурного офицера печь имеет диаметр 1 арш 2 верш.  Высота печей указана в контрактах по Петергофскому Дворцовому Управлению (ПДУ) 1856-1857 гг.-  петергофский купец  3-й гильдии  Александр  Неустроев  поставлял  печи  утермарковские   с прибором, вышиной  до 3 ½ арш.

  

Неизвестно,  сколько времени ушло на кладку печей в 1858 году у государственного крестьянина Ярославской губ. Даниловского уезда дер. Юркино печника Ивана Белугина, у нашей команды был только декабрь. Из 12 печей Утермарка  воссоздавать решено было  6.  Оказалось, что их дымовые каналы  рабочие, и хотя печи в музее топить запрещено, кладка печей Леонидом Добревым и  Володей  Стугаревым (фото 6 и 7)  выполнялась по чертежам Утермарка.
























Мы печи  строили по чертежам  архитектора, восстанавливавшего музей, Павла Алексеевича Калиновского, изменили только  «под»  русской печи, выложили его не из подовых кирпичей, а из старых  с клеймами, а также подписали бормашинкой два авторских кирпича и один с годом работы-«2008». Установка изразцов шла с «колёс», т.к. изразцы Константин Лихолат подвозил «горячими из печи». Жёсткие условия по срокам изготовления, требования по  геометрии и цвету повышали и нашу с Володей  ответственность к качеству строительства печи (фото 8 и 9).  Кроме того, еженедельно собиралась  реставрационная комиссия, которая контролировала  выполненные   работы. Часто мы работали допоздна,  и в минуты отдыха в наступившей тишине представляли, как полтора века назад дежурный офицер приняв  депешу «для Императора Александра II», отправлял её с посыльным в резиденцию на Фермерский дворец, а сам заходил на  кухню, поинтересовавшись: «Чем же нынче вкусненьким потчуют ?», выпив кружку  свежего молока с фермы с пирогами из печи, возвращался в кабинет далее нести службу…   Кстати, не только члены императорской семьи пользовались телеграфом, но и как тогда было объявлено:  «каждый частный человек имеет право за установленную плату, подавать депеши на открытой ныне Телеграфной станции в Александрии, находящейся рядом с фермою, на большой Петербургской дороге».


 


 


Кроме кирпичей с клеймами ещё есть подлинные изделия  в печи. Перед окончанием наших работ удалось найти в дер. Опочка Псковской обл. в бане чугунный  40 литровый  котёл ХIХ века (фото 10)!















В  память один из   найденных изразцов, вероятно  "А. Деминъ.  Петергофъ", со старой печи решено было установить на стене очага (фото 11). Как печнику, мне одно жаль, что нам не позволили затопить   печи. 




























Недавно мы группой из Гильдии печников Санкт-Петербурга  посетили  открывшийся в 2011 г  музей Дворцовая Телеграфная станция (фото12), приветливые сотрудники, очень интересная информация о изобретателях,  редкие экспонаты, кабинеты, ледник, конюшня и родные печи, печи во всей красе! Приятно, что так   берегут  оставленную здесь частичку твоей души .













 По окончании экскурсии  мы к своему удовольствию обнаружили на стене благодарственную грамоту организациям, принимавшим участие  в реставрации Дворцовой Телеграфной станции и среди коих оказалась Гильдия печников Санкт-Петербурга и Ленинградской области (фото 13). »










Приложение: "Печи И.Г. Утермарка". Информация собрана Хранителем   музея "Дворцовая Телеграфная станция" в Петергофе Зоей Борисовной Тихонравовой


" В Ведомостях о количестве топок  по Петергофскому Дворцовому Управлению (ПДУ) в зданиях, отапливаемых круглый год за 1896 –1906 гг.  за Телеграфной станцией значатся 11 утермарковских  печей (фото 14), 1 чугунка и 1 русская печь с очагом. Чугунка ставилась на зиму в коридоре,  где не былостационарной печи. На все эти печи ежегодно отпускалось 5 саж. березовыхдров и 10 саж. смеси. Топили 8 месяцев в году.
  Надо отметить, что казенные нежилые здания в Петергофе, за некоторыми  исключениями, не отапливались, но это не касалось Александрии.Так,  в Коттедже и Фермерском дворце из 61 печи 45 топились зимой ежедневно, а на Телеграфной станции и скотной ферме из 18 печей топилось ежедневно 14 печей (из рапорта начальника ПДУ Евреинова от 21.08.1861г.)
  Из вышеописанной картины стабильности и благополучия на Телеграфе с точки зрения тепла выпадает 1884 год. Читаем в рапорте начальника Телеграфной станции Кирсанова Заведующему Императорскими дворцами в Петергофе генерал-майору Арапову (№18 от 26.05.1884г.):”Вследствие сильной сырости и холода во всем здании жить и дежурить на вверенной мне станции почти невозможно, телеграфные же аппараты и батареи от сырости портятся, так что необходима топка печей, на которую имею честь покорнейше просить Ваше превосходительство разрешить отпуск дров. Можно бы подумать, что в 1884 г. была просто очень холодная весна (рапорт датирован 26 мая), однако же  в Ведомости дров, отпущенных в январе-феврале 1884 г. на отопление зданий Александрии (в том числе Коттеджа, Фермерского дворца, скотной фермы, оранжерейки, флигеля, в котором помещался военный караул, изб рабочих и караулки)  – Телеграфная станция, действительно, не значится.   Отпуск дров на Телеграфную станцию продолжался до 1907 г., когда станция была переведена в другое помещение, а в Телеграфном доме поселился командир Сводно-пехотного батальона  полковник Комаров. При нем разобрали русскую печь и 1 круглую, а в ванной, устроенной в бывшей комнате сторожа.вместо обычной печи поставили специальную  “ванную”, т.н. “циркуляционную печь с двойным патрубком”.
Круглые печи в Смете А.И.Штакеншнейдера (архитектора Фермерского дворца и здания Телеграфной станции- прим Б.А.А.) названы голландскими, а в упомянутых  Ведомостях о количестве топок в зданиях ПДУ они именуются“унтермарковскими” (правильно – утермарковскими).
  В словаре Ф.А.Брокгауза и  И.А.Эфрона   сказано, что голландские печи стали появляться в русских домах уже с конца ХV1 в. Существенными частями их были закрытый “топливник” и “дымовые обороты”, обычно в виде вертикальных“колодцев”.  Проходя через колодцы, дым нагревал “тушу” печи и выходил через“патрубок” в дымовую трубу, встроенную в стену здания, если оно былокаменным. По окончании топки труба  эта закрывалась вьюшками. Голландские печи могли быть угловыми, “средизальными” и “ проемными”, т.е. выходящими на две комнаты. Недостатками голландских печей были большое потребление дров, медленно нагревание и большие  габариты.
  Голландские печи стали называться утермарковскими после того, как в 1820г. Иоанн Генрих Утермарк усовершенствовал голландскую печь, предложив облицовывать ее листовым железом и устраивать внутри воздушную камеру. Позже были и другие усовершенствования, но название “утермарковские печи”сохранялось.  “Железная облицовка оказалась весьма удачна: она прочна, задерживает дым, просачивающийся из трещин кладки, но не задерживает тепла". 

В книге П.В.Пальшау «Наставление к устройству духовых и утермарковских печей  в первоначальном их виде» приведены продольный и   поперечный разрезы ( на рисунке) утермарковской печи и подробное их описание.  Основания печей обрамлялись деревянными галтелями.   Образцом галтели может послужить сохранившаяся до настоящего времени галтель вокруг основания печи в бывшей комнате дежурного офицера.
  Утермарковские печи были более экономичны по сравнению с голландскими. Кроме того, они были и дешевле, и легче, так что их обычно ставили прямо набалках, делая только особый полик, чтобы не снимать печку в случае ремонта полов".

  
Автор благодарит Хранителя музея   "Дворцовая Телеграфная станция"  Зою Борисовну Тихонравову за информационную помощь в подготовке статьи.


   
Справка: Утермарк Иоанн Генрих (чиновник, печной мастер, московский архитектор).В 1820г изобрёл печи сложенные в круглом футляре из кровельного железа, которые к 1846 г. распространились  всюду. Печь Утермарка устраивалась  поразному-и с воздушной камерой в центре и как обычная голландка, и наконец, по типу Лукашевича. Главная соль конструкции в весьма тонких (¼ кирпича) стенках , (топливник ½ кирпича), благодаря чему происходило быстрое нагревание помещения и хороший КПД.. 

Справка об Утермарке И.Г. и рисунок 15 взяты из справочника «Указатель  проектов бытовых печей и каминов,опубликованных в России за последние 100 лет» , автор Миркис С. М., Санкт-Петербург .
Фото  4 и 5 из архива  Роденкова Андрея Ивановича

Фото 8 из архива  Миркиса Семёна Михайловича 
   
Дополнительно можно посмотреть подробный фотоотчёт о  подлинной  печи И. Г.Утермарка второй половины XIX века (находящейся в доме 106 на Невском проспекте) на сайте http://mirkis.sitecity.ru lalbum_1606154536.phtml?p_ident=lalbum_1606154536.p_0901182059

 

Статья размещена 22.04.2012

Оставьте Ваш комментарий

прикрепить файл
X
  • 25.04.2012 06:20
    • цитировать

     Продублирую ещё раз фото 13 с благодарностью Гильдии печников С-Пб и ЛО

  • 25.04.2012 01:24
    • цитировать

     Работа в исторических местах всегда интересна.Хотя наша команда и строила новые печи,но они стоят на тех же местах,где и стояли первые печи в 19 веке.Мы поучаствовали в продолжении истории этого здания.Одновременно с нами работала бригада реставраторов,сюда приходили историки,от которых мы узнавали много интересного,видели предметы найденные при раскопках,кстати,и сами что-то находили.

    Простая с виду печь И.Г.Утермарка спасала  аппаратуру от порчи,а личный состав Телеграфа от холода .

    А русская печь с очагом кормила и поила служивых. Сложно переоценить важность профессии "печник" в 19 веке.

  • 23.04.2012 20:23
    • цитировать

    Очень интересная статья, раскрывающая малоизученную  тему - устройство печей в России середины 19 в. Особую ценность исследованию придает то, что она написана профессиональным печником на конкретном примере воссоздания вышеуказанных печей в Петрергофе

E-mail
Пароль
Регистрация
Напомнить пароль